Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Внеклассное чтение в 3классе. Литературный калейдоскоп

 Якименко Анна Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
Сахалинской области

Внеклассное чтение в 3классе.
Литературный калейдоскоп

Урок проводится по книгам, прочитанным учащимися за лето.

Цель: восстановить в памяти сюжет прочитанного произведения; произвести мыслительные операции по восстановлению логических связей, сравнению событий, героев, образов и т.д., активизировать внимание, отработать и усвоить фактический материал прочитанного произведения.

Ход мероприятия

1. Собери пословицу: ша ро кни я
                                  га  хо ший друг луч
Хорошая книга – лучший друг

2. Кроссворд «Карета Чудес». Впиши в клеточки кареты буквы и ты угадаешь фамилии великих писателей – сказочников.

3. DC S KW A ЗУ К V A N Q O F S П R O T F E A P V Я W H N Н D O Z M
R B L P W E J M E Z Н F U И N

а) читайте только русские буквы и узнаете о какой сказке пойдёт речь;
б) ответив на вопрос – загадку вы сможете прочитать главную мысль этой сказки:
- как называли часы в доме волшебников:
а) будильником
б) ходиками (на обратной стороне написано слово человек)
в) песочными часами
- для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
а) 20 раз
б) 50 раз (на обратной стороне написано слово понапрасну)
в) 70 раз
- злые волшебники считали потерянное время на:
а) калькуляторе
б) на счётах (на обратной стороне написано слово теряющий)
в) в уме
- что забирали себе злые волшебники у людей? (впиши в пустые клетки)

Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Отгадай

4. а) Этот писатель родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Он много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории и создал знаменитую книгу сказов. Это – Павел Бажов.
б) перед вами три предмета: бусы, кольцо, шкатулка. Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (выбери нужный предмет).
в) чем может быть наполнена шкатулка, какими драгоценными камнями? (как назывались камушки, которые сыпались из-под копытца козла?)

Какие камни нашли в руках Степана?

Задание

Найди слова в слове ШКАТУЛКА (можно менять буквы местами) (утка, лук, лак, шутка, шкала, акула, шакал, так, кукла, шут, тушка и т.д.).

5. Что за фрукт описан в данном стихотворном тексте:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь… (яблоко).
Из какого это произведения и кто его автор? (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

6. Прочитайте фразы:
4 почернело синее море
2 помутилось синее море
5 на море чёрная буря
7 море слегка разыгралось
3 неспокойное синее море

- из какой сказки А.С.Пушкина эти фразы? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- подумайте, в каком порядке надо расположить фразы, чтобы было понятно, как развивались события в сказке. Отметить цифрами;
- ответ примера 24 : 8 соответствует количеству щелчков по лбу в год, за которые согласился работать Балда (3);
- работал Балда за столько людей, чему равен ответ в примере: частное чисел 21 и 3 равно (7);
- какие слова Балды, обращённые к попу, стали поговоркой? (Не гонялся бы ты, поп за дешевизной!)
7. Расшифруй персонажей сказки.
- зачеркни все повторяющиеся буквы и прочитай слово:

ягуар ёжик

- соотнесите цифры из правого столбика с буквами левого столбика и прочитаете слово:

черепаха

- из какого они произведения и кто автор? (Киплинг «откуда взялись броненосцы?»)
- как автор называет этих животных?
ягуар – Расписной
ёжик Злючка – Колючка
черепаха – Неспешная

8. а) Читай, начиная с самой большой буквы
 

         «слонёнок»

б) Замените все парные звонкие согласные звуки – парными глухими звуками и вы узнаете с каким животным хотел встретиться слонёнок ГРОГОТИЛ (крокодил).

в) Викторина:
- за что тянул в реку крокодил Слонёнка? (за нос)
- где жил Слонёнок? (в Африке)
- кто помог Слонёнку спастись от крокодила? (Лимпопо).

В.В.Медведев. Найдите в таблице героев сказки «Как воробьёнок придумал

голосами меняться и что из этого вышло?

 

 

Ответ:
по горизонтали: воробьёнок, комарёнок, медвежонок.
по вертикали: собачонок, мышонок, котёнок.

- какой урок для себя извлёк Воробьёнок? (никому не буду завидовать).

9. Вопрос - загадка.
– как называется жук, у которого есть один рог) (жук – носорог);
- как называется жук, у которого рога со множеством выростов? (жук – олень);
- как называется жук, у которого нос похож на хоботок? (жук – слоник);
- у какого жука есть воздушная подушка? (майский жук);
- у какого жука есть вырезы в надкрыльях? (жук – бронзовик);
- из какого они произведения и кто автор сказки? (Ю.Дмитриев Сказки про «Мышонка и его друзей»).

10. а) загадочные животные:
 

В какой сказке вы встерчаетесь с ними? Кто автор? (Бременские музыканты, братья Гримм)

б) выбери пословицы, которые подходят к этой сказке:
Много захочешь – последнее потеряешь.
У страха глаза велики.
Землю солнце красит, а человека труд.
Где труд, там и радость.
Робко и тень страшит.

11. Какую букву надо писать в словах отгадках и почему? (связь с русским языком).
- в какой город собрался отправиться осёл, чтобы стать уличным музыкантом? (г. Брелин);
- как звали девочку из сказки «Серебряное копытце? (Дарёнка)
- как звали главных героев сказки Бажова «Огневушка – поскакушка)? (Федька и дед Ефим).
- как звали невесту Степана из сказки Хозяйка медной горы? (Настя).

12. 

 

а) Прочитайте фамилию автора, чьи произведения мы сейчас вспомним. Какого жанра эти произведения? (Басни, Крылов).
б) Ёлка украшена игрушками кот и повар. Закончи украшать ёлку. Подумай какие украшения надо выбрать? (ворона и лисица; лисица и виноград; осёл, козёл и косолапый Мишка; лебедь, рак и щука).
в) Какая пословица лучше всего выражает главную мысль басни «Чиж и голубь»?
 

 

г) Соотнеси мораль басни и её название:
- Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдёт (Лебедь, Щука и Рак);
- Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! (Стрекоза и Муравей);
- А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь! (Квартет);
- Чем камушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Мартышка и очки)
- Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. (Чиж и Голубь);
- У сильного всегда бессильный виноват. (Волк и ягнёнок).

13. ВНИМАНИЕ!-
«Чёрный ящик».
- с помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало);
- в нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала» (очки).

Рассказы М.Пришвина (о животных).

14. Отгадайте кроссворд и вы узнаете главных героев произведений Пришвина о животных.
1. Как называется серенькая птичка с хохолком (рябчик, «Лисичкин хлеб»);
2. Кого автор пытался отогреть горячим дыханием в кастрюле? (лягушонка);
3. Какую птицу принёс автор домой из леса в произведении «Лисичкин хлеб»? (тетерева);
4. Кого автор принёс в свой дом ловить мышей, а газета напоминала этому животному сухую листву в лесу? (ёжик);
5. Кого называли Пиковой Дамой за необычайную родительскую заботу при защите детей, за её клюв – пику на голове? (курица).
 

 

15. А) Из какого произведения взяты эти слова и кто автор?
«Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Ещё не известно кем он будет,… но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий – человек…» (Л.Пантелеев «Честное слово»).
Б) Что папа сказал девочке? (выбери верный ответ):
- «Если трус, то наверное, и вредина»;
- «Если трус, то наверное, и жадина»;
- «Если трус, то наверное, и глупый».
- О каком произведении Л. Пантелеева идёт речь? (Трус)
В) Не падайте духом! Это главная мысль какого произведения? (Две лягушки).

16. Прочитайте различные виды текстов. Герои какого рассказа имеют свои сообщения и к какому виду текста мы их отнесём?: записка, объявление, письмо, реклама, инструкция, заявление:
а) «Дорогие мои родители! Папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор-тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут. Ваш… (письмо, Дядя Фёдор).
б) «Моя Мурка даёт много молока. Молоко вкусное, полезное. В нём много витаминов, минеральных веществ. Если пить молоко каждый день, сил и здоровья прибавится. Пейте, - дети, молоко – будете здоровы. Приходите за молоком в Простоквашино. Спросите... Матроскина». (реклама);
в) «Фоторужьё носить в чехле. Перед съёмкой – открыть крышку объектива, после съёмки – закрыть. Обращаться бережно, не бросать, не разбирать, не давать маленьким детям». Составитель пёс… Шарик (инструкция);
г) «Внимание! Потерялся мальчик. Зовут его Дядя Фёдор. Глаза у него коричневые и волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. Рост 1м. 20 см. Нашедшего ждёт вознаграждение – новый велосипед.»

Мама Римма и папа … Дима (объявление);

д) «Прошу дать мне выходные дни. Хочу научиться кататься на велосипеде».

Почтальон Печкин (заявление);

е) «Я улетаю в деревню и буду там жить.»

(Хватайка, записка).

- Как называется это произведение и кто автор? («Дядя Фёдор, пёс и кот» Эдуард Успенский).

Итог занятия

Отгадав загадку, дадите ответ на вопрос: что помогало вам ответить на все вопросы литературного калейдоскопа:
Ты беседуй чаще с ней,
Будешь вчетверо умней (книга).
Вывод: Чтоб нести в народ культуру,
Надо знать Литературу!
Книги мудрые читать,
Мир духовный развивать!

Список литературы по внеклассному чтению в третьем классе:

1. Сказки П.Бажова: «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце».
2. Рассказы М.Пришвина о животных: «Лягушонок», «Пиковая дама», «Лисичкин хлеб», «Ёж».
3. Сказки Редьярда Киплинга: «Откуда взялись броненосцы», «Слонёнок».
4. Сказки Братьев Гримм: «Бременские музыканты», «Золотой гусь», «Принц-Лягушонок, или Генрих Железное Сердце».
5. Рассказы Д.Мамина-Сибиряка: «Медведко», «Приёмыш».
6. Сказки о животных: Ю.Дмитриев «Сказки про Мышонка и его друзей», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост», В.В.Медведев «Как Воробьёнок придумал голосами меняться и что из этого вышло».
7. Сказки А.С.Пушкина: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».
8. Басни И.А.Крылова: «Зеркало и Обезьяна», «Петух и жемчужное зёрнышко», «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Чиж и голубь», «Квартет», «Щука и кот», «Волк и ягнёнок».
9. Е.Л.Шварц. Сказки: «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Рассеянный волшебник».
10. Л.Пантелеев. Рассказы: «Большая стирка», «Трус», «Честное слово», «Две лягушки», «Фенька».
11. Э.Успенский: «Дядя Фёдор, пёс и кот».
12. Рассказы и стихи о войне: А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне», С.Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», «Сто рассказов о войне».
 

 Скачать разработку  Внеклассное чтение в 3классе. Литературный калейдоскоп