Положение о школьном самоуправлении
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
Кабаргина И.В.
Приказ № 300-А
от 09.10.2013г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Обучающиеся являются полноправными участниками обра¬зовательного процесса, имея право и обязанность участвовать в принятии решений, касающихся их интересов, организации учебно-воспитательного процесса в школе, определения перспектив ее развития.
1.2. Обучающиеся участвуют в управлении школой через классные ученические собрания, Совет школы и общешкольную конференцию.
1.3. Для реализации решений конференции ежегодно избирается исполнительный орган ученического самоуправления - Совет старшеклассников (далее — Совет).
1.4. Школьное самоуправление осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, настоящим Положением, Положением о Совете школы и Положением о Совете старшеклассников.
1.5. Решения органов ученического самоуправления в рамках полномочий являются обязательными для всех участников образовательного процесса. Решения органов ученического самоуправления вводятся в действие приказом директора школы.
2. Цели и задачи
2.1. Основная цель ученического самоуправления - подготовка учеников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому учащемуся принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
2.2. Через самоуправление решаются задачи:
• развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
• жизненное самоуправление;
• формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
• умение решать проблемы;
• самораскрытие и самореализация личности;
• умение планировать свою деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
• повышение требовательности к себе и товарищам;
• воспитание нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины;
• адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
• разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
• раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
• формирование готовности участвовать в различных проектах.
2.3. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.
3. Принципы построения и развития деятельности органов школьного самоуправления
Школьное самоуправление базируется на следующих принципах:
3.1. Выборность всех органов школьного самоуправления - полномочия приобретаются в результате выборов.
3.2. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
3.3. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления. Делегированные в органы самоуправления представители обязаны проинформировать школьный коллектив о рассматриваемых вопросах и принятых решениях через школьные СМИ, потому что работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
3.4. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3.5. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности.
3.6. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
3.7. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
3.8. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
3.9. Демократичность. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов.
3.10. Честность, доброжелательность и корректность в общении как с обучающимися, так и сотрудниками школы, гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся. В воспитательной деятельности должно быть всё во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
3.11. Сотрудничество, поиск конструктивных решений, открытость, объективность. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно – ориентационной, нормативной и др. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
3.12. Добровольность. Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать нормы, обычаи, то есть основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы.
Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.
3.13. Безвозмездность.
3.14. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
3.15. Самостоятельность учащихся. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, программ. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.
3.16. Самодеятельность - творчество, активность. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
3.17. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
4 . Формы и методы Совета
Деятельность ученического самоуправления осуществляется через различные формы и методы.
Формы:
индивидуальные
|
групповые
|
массовые
|
на уровне классного коллектива
на уровне образовательного учреждения на уровне временных объединений |
Коллектив класса
Временные объединения Клубы Кружки Секции Актив класса Совет дела |
На уровне общественных организаций:
ООВ «Лига молодёжи» |
Методы:
1. Методы контроля и самоконтроля: опрос, диагностика, анкетирование.
2. Методы организации деятельности и опыта проведения мероприятий: поручение, КТД, мозговой штурм, игра, праздник, сборы и т. д.
3. Методы самовоспитания: самоанализ, самонаблюдение, самопоощрение, самоприказ, самоотчет, самоосуждение.
4. Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение, наказание.
5. Методы формирования сознания: дискуссия, диспут, конференция, пример, рассказ.
6. Методы обучения: учеба актива, интеллектуальные игры, поисковая деятельность.
5. Система школьного ученического самоуправления
5.1. Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократического общения в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
5.2. Самоуправление должно помочь ребятам на практике выработать навыки демократического образа жизни; объединить разрозненные классные группы в единый коллектив, существующий на принципах взаимного уважения, внимания и ответственности.
5.3. На индивидуальном уровне у каждого ученика есть возможность участвовать в самоуправлении, т.е. в управлении самим собой:
• выполнять устав школы;
• соблюдать правила поведения учащихся;
• заниматься самообразованием;
• посещать кружки дополнительного образования, спортивные секции;
• участвовать в конкурсах, олимпиадах;
• вести здоровый образ жизни;
• уважать старших и заботиться о младших;
• быть патриотом своей школы, села, страны;
• участвовать в общественной жизни школы
• беречь школьное имущество.
5.4. Система школьного самоуправления имеет 4 уровня:
1 уровень – классное ученическое самоуправление
2 уровень – Совет старшеклассников
3 уровень – Совет школы
4 уровень – общешкольная конференция
5.5. Структура деятельности органов школьного самоуправления включает в себя 3 звена:
1 звено – 1-4 классы
2 звено – 5-8 классы
3 звено – 9-11 классы
Самоуправление в начальной школе (1-4 классы) организовано на уровне классов.
Члены Совета школы избираются сроком на 2 года. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в три месяца, а также по инициативе председателя или по требованию руководителя образовательного учреждения, представителя учредителя, а также по требованию не менее 25% членов Совета.
Ежемесячно функционирует Совет старшеклассников.
Общешкольная конференция созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
В работе конференции участвует по 3 представителя от каждого класса 1-го звена и по 10 представителей от каждого класса с 5-го по 11-й.
На конференции рассматриваются вопросы участия обучающихся в управлении школой, в обсуждении плана работы и программы развития, в выборе и реализации школьных целевых программ.
6. Содержание деятельности органов самоуправления
6.1. Содержание работы органов самоуправления определятся исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
экологическая деятельность – марафоны, экоконкурсы, эковыставки, проекты, практические дела, акции;
художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
спортивно-оздоровительная деятельность – работа секций, спартакиады, соревнования, дни здоровья;
патриотическая деятельность – марафоны, встречи, поиск, проект, волонтёрская работа.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.
7. Права учащихся в деятельности ученического самоуправления
Каждый учащийся школы может:
- избирать и быть избранным в органы самоуправления класса и школы, доказав свою работоспособность, принципиальность, инициативность, исполнительность, ответственность, организаторские способности на предыдущем уровне – уровне классного коллектива.
- проявлять свою инициативу в планировании внеклассной работы и ее реализации;
- оказывать влияние на своих одноклассников, помогая им в учебе и в выполнении устава школы;
- реализовывать свой творческий потенциал, организаторские и ораторские способности.
8. Ожидаемые результаты
Организация самоуправления:
1. Учит ребят умению руководить и подчиняться
2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
5. Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика.
6. Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе, школе.
В органах самоуправления происходит максимальное развитие личности ученика, его самореализация, подготовка к социализации в обществе. Пройдя все этапы ученического самоуправления, он приобретает необходимые качества члена демократического общества:
•Веру в свои силы;
•Настойчивость в достижении цели;
•Аргументированность в спорах;
•Адаптированность к социуму;
•Использование в жизни целостных ориентиров: здоровье, семья, отечество, культура.
9. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов школьного самоуправления
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля - 1998 г. № 124-ФЗ; с изм. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) (Извлечение)
Об образовании (Федеральный закон РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1, в ред.Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) (Извлечение) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) (Извлечение)
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра» (г. Москва, 28 апреля 2004 г.)
О начале II Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления образовательных учреждений!
Положение о II Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (утверждено 5 февраля 2005 г.)
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11 февраля 2000 г. №101/28-16)
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003—2006 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732) (Извлечение)
За время своей деятельности органами ученического самоуправления необходимо разработать нормативно–правовые документы, на которых строится вся воспитательная работа школы:
Положение о спортивном соревновании «А ну-ка девочки»
Положение о спортивном соревновании «А ну-ка, мальчики»
Положёние о проведении выставки-конкурса «Осенний букет»
Положения о конкурса рисунков
Положения о соревнованиях санпостов
Положение о проведении конкурса «Ученик года»
Положение на звание «Класс года»
Положение об организации дежурства по школе
Положение о Дне здоровья
Положение о конкурсе смотра строя и песни
Нормативные документы могут изменяться и корректироваться в связи с реалиями школьной жизни. Изменения обсуждаются всеми участниками самоуправления, принятие поправок происходит на общешкольной конференции.
Также основными документами, регулирующими функционирование ученического самоуправления в нашей школе являются:
Устав школы
Положение о Совете школы
Положение о Совете старшеклассников
Правила поведения среди учащихся
В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.