Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Положение о школьном самоуправлении

 УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
Кабаргина И.В.
Приказ № 300-А
от 09.10.2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

1. Общие положения

1.1. Обучающиеся являются полноправными участниками обра¬зовательного процесса, имея право и обязанность участвовать в принятии решений, касающихся их интересов, организации учебно-воспитательного процесса в школе, определения перспектив ее развития.

1.2. Обучающиеся участвуют в управлении школой через классные ученические собрания, Совет школы и общешкольную конференцию.

1.3. Для реализации решений конференции ежегодно избирается исполнительный орган ученического самоуправления - Совет старшеклассников (далее — Совет).

1.4. Школьное самоуправление осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, настоящим Положением, Положением о Совете школы и Положением о Совете старшеклассников.

1.5. Решения органов ученического самоуправления в рамках полномочий являются обязательными для всех участников образовательного процесса. Решения органов ученического самоуправления вводятся в действие приказом директора школы.

2. Цели и задачи

2.1. Основная цель ученического самоуправления - подготовка учеников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому учащемуся принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

2.2. Через самоуправление решаются задачи:

• развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
• жизненное самоуправление;
• формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
• умение решать проблемы;
• самораскрытие и самореализация личности;
• умение планировать свою деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
• повышение требовательности к себе и товарищам;
• воспитание нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины;
• адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
• разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
• раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
• формирование готовности участвовать в различных проектах.

2.3. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

3. Принципы построения и развития деятельности органов школьного самоуправления

Школьное самоуправление базируется на следующих принципах:

3.1. Выборность всех органов школьного самоуправления - полномочия приобретаются в результате выборов.

3.2. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

3.3. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления. Делегированные в органы самоуправления представители обязаны проинформировать школьный коллектив о рассматриваемых вопросах и принятых решениях через школьные СМИ, потому что работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

3.4. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3.5. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности.

3.6. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

3.7. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.

3.8. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

3.9. Демократичность. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов.

3.10. Честность, доброжелательность и корректность в общении как с обучающимися, так и сотрудниками школы, гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся. В воспитательной деятельности должно быть всё во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

3.11. Сотрудничество, поиск конструктивных решений, открытость, объективность. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно – ориентационной, нормативной и др. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

3.12. Добровольность. Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать нормы, обычаи, то есть основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы.

Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.

3.13. Безвозмездность.

3.14. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

3.15. Самостоятельность учащихся. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, программ. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.

3.16. Самодеятельность - творчество, активность. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

3.17. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

4 . Формы и методы Совета

Деятельность ученического самоуправления осуществляется через различные формы и методы.

Формы:

индивидуальные
групповые
массовые
на уровне классного коллектива

на уровне образовательного учреждения

на уровне временных объединений

Коллектив класса

Временные объединения

Клубы

Кружки

Секции

Актив класса

Совет дела

На уровне общественных организаций: 

ООВ «Лига молодёжи»

Методы:

1. Методы контроля и самоконтроля: опрос, диагностика, анкетирование.

2. Методы организации деятельности и опыта проведения мероприятий: поручение, КТД, мозговой штурм, игра, праздник, сборы и т. д.

3. Методы самовоспитания: самоанализ, самонаблюдение, самопоощрение, самоприказ, самоотчет, самоосуждение.

4. Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение, наказание.

5. Методы формирования сознания: дискуссия, диспут, конференция, пример, рассказ.

6. Методы обучения: учеба актива, интеллектуальные игры, поисковая деятельность.

5. Система школьного ученического самоуправления

5.1. Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократического общения в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

5.2. Самоуправление должно помочь ребятам на практике выработать навыки демократического образа жизни; объединить разрозненные классные группы в единый коллектив, существующий на принципах взаимного уважения, внимания и ответственности.

5.3. На индивидуальном уровне у каждого ученика есть возможность участвовать в самоуправлении, т.е. в управлении самим собой:

• выполнять устав школы;

• соблюдать правила поведения учащихся;

• заниматься самообразованием;

• посещать кружки дополнительного образования, спортивные секции;

• участвовать в конкурсах, олимпиадах;

• вести здоровый образ жизни;

• уважать старших и заботиться о младших;

• быть патриотом своей школы, села, страны;

• участвовать в общественной жизни школы

• беречь школьное имущество.

5.4. Система школьного самоуправления имеет 4 уровня:

1 уровень – классное ученическое самоуправление

2 уровень – Совет старшеклассников

3 уровень – Совет школы

4 уровень – общешкольная конференция

5.5. Структура деятельности органов школьного самоуправления включает в себя 3 звена:

1 звено – 1-4 классы

2 звено – 5-8 классы

3 звено – 9-11 классы

Самоуправление в начальной школе (1-4 классы) организовано на уровне классов.

Члены Совета школы избираются сроком на 2 года. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в три месяца, а также по инициативе председателя или по требованию руководителя образовательного учреждения, представителя учредителя, а также по требованию не менее 25% членов Совета.

Ежемесячно функционирует Совет старшеклассников.

Общешкольная конференция созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

В работе конференции участвует по 3 представителя от каждого класса 1-го звена и по 10 представителей от каждого класса с 5-го по 11-й.

На конференции рассматриваются вопросы участия обучающихся в управлении школой, в обсуждении плана работы и программы развития, в выборе и реализации школьных целевых программ.

6. Содержание деятельности органов самоуправления

6.1. Содержание работы органов самоуправления определятся исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

экологическая деятельность – марафоны, экоконкурсы, эковыставки, проекты, практические дела, акции;

художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

спортивно-оздоровительная деятельность – работа секций, спартакиады, соревнования, дни здоровья;

патриотическая деятельность – марафоны, встречи, поиск, проект, волонтёрская работа.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

7. Права учащихся в деятельности ученического самоуправления

Каждый учащийся школы может:

- избирать и быть избранным в органы самоуправления класса и школы, доказав свою работоспособность, принципиальность, инициативность, исполнительность, ответственность, организаторские способности на предыдущем уровне – уровне классного коллектива.

- проявлять свою инициативу в планировании внеклассной работы и ее реализации;

- оказывать влияние на своих одноклассников, помогая им в учебе и в выполнении устава школы;

- реализовывать свой творческий потенциал, организаторские и ораторские способности.

8. Ожидаемые результаты

Организация самоуправления:

1. Учит ребят умению руководить и подчиняться

2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4. Вырабатывает правильное отношение к критике.

5. Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

6. Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе, школе.

В органах самоуправления происходит максимальное развитие личности ученика, его самореализация, подготовка к социализации в обществе. Пройдя все этапы ученического самоуправления, он приобретает необходимые качества члена демократического общества:

•Веру в свои силы;

•Настойчивость в достижении цели;

•Аргументированность в спорах;

•Адаптированность к социуму;

•Использование в жизни целостных ориентиров: здоровье, семья, отечество, культура.

9. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов школьного самоуправления

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля - 1998 г. № 124-ФЗ; с изм. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) (Извлечение)

Об образовании (Федеральный закон РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1, в ред.Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) (Извлечение) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) (Извлечение)

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра» (г. Москва, 28 апреля 2004 г.)

О начале II Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления образовательных учреждений!
Положение о II Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (утверждено 5 февраля 2005 г.)
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11 февраля 2000 г. №101/28-16)
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003—2006 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732) (Извлечение)
За время своей деятельности органами ученического самоуправления необходимо разработать нормативно–правовые документы, на которых строится вся воспитательная работа школы:

Положение о спортивном соревновании «А ну-ка девочки»

Положение о спортивном соревновании «А ну-ка, мальчики»

Положёние о проведении выставки-конкурса «Осенний букет»

Положения о конкурса рисунков

Положения о соревнованиях санпостов

Положение о проведении конкурса «Ученик года»

Положение на звание «Класс года»

Положение об организации дежурства по школе

Положение о Дне здоровья

Положение о конкурсе смотра строя и песни

Нормативные документы могут изменяться и корректироваться в связи с реалиями школьной жизни. Изменения обсуждаются всеми участниками самоуправления, принятие поправок происходит на общешкольной конференции.

Также основными документами, регулирующими функционирование ученического самоуправления в нашей школе являются:

Устав школы

Положение о Совете школы

Положение о Совете старшеклассников

Правила поведения среди учащихся

В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.