Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Коррупция как социальное явление

 Телепень Валентина Константиновна,
учитель истории и
обществознания

Предмет: обществознание, история
Класс: 10

Тема: «Коррупция как социальное явление»
Тип урока: комбинированный

Цели занятия:
• способствовать формированию зна¬ний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней; выработке у учащихся негативного отно¬шения к данному явлению.
З а д а ч и:
• специальное занятие поможет уче¬никам лучше понять причины данного явления, глубже осознать его пагубность для общества.

О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы:
• таблицы, раздаточные материалы, словари, компьютер, проектор

Тема коррупции в России и борьбы с ней в нашем обществе — остроакту¬альная. Из сообщений СМИ учащиеся узнают о многочисленных фактах кор¬рупции в разных областях жизни и уси¬лиях, предпринимаемых государством для искоренения этого зла.
Занятие проводится в старших клас¬сах как междисциплинарное — в форме сдвоенного урока либо внеклассного мероприятия.
Подготовка к занятию ведется зара¬нее. За неделю до его проведения учащи¬еся получают домашнее задание:
— найти в различных словарях толкование слова «коррупция»;
- одни школьники — под¬готовить краткие сообщения о развитии коррупции в России,
другие — сделать подборку материала о коррупции в Рос¬сии на современном этапе.
Рассмотрим возможную методику изучения данной темы.
План:
1. Актуализация знаний: толкование слова «коррупция»; исторические корни коррупции в России.
2. «Круглый стол» на тему «Корруп¬ция в России: современное состояние».
1. Значение понятия «коррупция».
Учащиеся, заранее поработавшие со словарем, дают различные определения понятия.
Коррупция — это:
подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П.Крысин);
продажность политических деятелей и чиновников (Большой толковый словарь современного русского языка, Д.И.Ушаков);
совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений);
гниение, искажение, извращение; про¬дажность (Словарь Мюллера);
взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий, протекции и т.п. (Словарь совре¬менных заимствований);
злоупотребление государственной вла¬стью в личных целях, т.е. продажность госу¬дарственных служащих (от лат.corruptio — подкуп);
преступная деятельность в сфере полити¬ки, заключающаяся в использовании долж¬ностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обо¬гащения (Политология.Энциклопедический словарь);
преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (Советский энциклопедический словарь).
Приводятся также русские синонимы слова — лихоимство, мздоимство, поборы
Учащимся предлагается выбрать из всех определений наиболее существен¬ные признаки данного понятия.

Затем рассматриваются исторические корни коррупции в России.
Учащиеся выступают с заранее под¬готовленными сообщениями, относящи-мися к двум различным эпохам. Приве¬дем примеры сообщений.
Допетровская Русь.
Мздоимство на Руси упоминается в лето¬писях уже в XIII в. В тексте Псковской грамо¬ты внеправовые действия со стороны долж¬ностных лиц обычно сопровождались угро¬зой Страшного Суда во время «второго при¬шествия Христа».
Впервые закон, определивший наказание за подкуп судей, появился в «Судебнике» 1497 г.
В Соборном уложении (1649) названы должностные преступления и преступления против порядка управления: взятка, вынесе¬ние ложных приговоров, подделка докумен¬тов, лжеприсяга, нарушение порядка судо-производства и т.д. За них предусматривались штрафы, телесные наказания и тюремное заключение.
Эпоха Петра I.
2 марта 1711 г. был учрежден Правитель¬ствующий Сенат как хранитель государствен¬ных интересов. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 г., была вве¬дена должность фискалов, на них лежала обязанность «над всеми делами тайно надсма¬тривать», проведывая и обличая на суде «вся¬кие преступления, взятки, кражу казны и про¬чее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».В 1714 г. — издан указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспе¬чение чиновников и повышено их денежное содержание. В акте было отмечено, что взя¬точничество приносит государству «вред» и «убыток» и квалифицировалось как. К борьбе с коррупцией Петр I пытался привлечь все население страны. Разрешалось доносить лично ему о лихоимстве, за что доносчик получал вознаграждение. Были учреждены Майорские розыскные канцеля¬рии, формировавшиеся из лично известных Петру I боевых офицеров. Но их работа не являлась стабильной, так как офицеры не были освобождены от службы в армии.
В целях предупреждения взяточничеств! Петр I ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод: они не могли находиться на данной службе более двух лет, если не было письменной просьба жителей города о том, чтобы это должност¬ное лицо продолжало исполнять свои обя-занности.
2. Учащимся предлагается высказать самостоятельно суждения о причинах коррупции в наши дни.
Среди этих причин могут быть названы: экономические трудности; политическая нестабильность; несовершенство законода¬тельства; неразвитость властных институ¬тов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; «непрозрачность» деятельности власти низкий уровень заработной платы в госу¬дарственном секторе по сравнению с част-ным; зависимость граждан от чиновников; монополия государства на определенные услуги.
Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Затем список при¬чин коррупции выводят на интерак¬тивную доску, ученики записывают их в тетради.
На экране появляется текст — выска¬зывания современных руководителей Российского государства:
«Хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему» (Дмитрий Медведев, Президент РФ);
«Коррупция деморализует общество, раз¬лагает власть и госаппарат» (Владимир Путин, Председатель правительства).
Предлагаетсявопрос для обсуждения: почему в наши дни так выросло внима¬ние к этой проблеме?
Важно в ходе обсуждения акцен¬тировать внимание учащихся на двух аспектах:
1.рост коррумпированности чинов¬ников;
2.тяжелые последствия этого явле¬ния.
Первый аспект можно проиллюстри¬ровать материалами из СМИ.
Послед¬ствия коррупции могут быть представле¬ны в виде схемы.

Последствия коррупции
Экономические

Расширяется теневая экономика; нарушает¬ся рыночная конку¬ренция; неэффективно используется бюджет; теряется доверие к вла¬стям

Социальные
Уменьшается возмож¬ность решать социальные проблемы; растет бед¬ность; увеличивается имущественное неравен¬ство; укрепляется орга¬низованная преступность

Политические
Уменьшается доверие к власти; падает престиж страны на международ¬ной арене; возникает угроза разложения демо¬кратических институтов

Задача учителя — формироватьлич¬ностное негативное отношение учащих-ся к данному явлению.
Можно использовать следующее проблемное задание: объясните, как вы понимаете слова Солона.
Когда Солона — древнегреческого законо¬дателя и уважаемого государственного деяте¬ля — спросили, какие меры можно было бы принять, чтобы уничтожить преступность в государстве, он ответил: «Несправедливых поступков можно избежать только тогда, когда те, кого они не задели, будут возмущены не меньше тех, кому был причинен ущерб».
Задача учителя — формировать спо¬собность учащихся не только иметь свою точку зрения, но и уметь ее аргументи¬ровать.
При изучении темы уместно обра¬титься к пословицам. На экране появля¬ются пословицы:

Не подмажешь, не поедешь.
Сухая ложка — рот дерет.
У него руки с ящичком.
Речист, да на руку нечист.
У него карманы больно емки.
Приказчик — грош в ящик, пятак в сапог.
Краденая кобыла не в пример дешевле купленной обойдется.

Учащимся предлагается объяснить их смысл и показать связь с изучаемой темой.
Можно использовать также высказы¬вания известных людей. (Тексты следует распечатать на отдельных листах и поло¬жить на каждую парту.)
«Ты ищешь причину зла. Она только в тебе» (Ж.Ж.Руссо).
«Чтобы научить людей любить справедли¬вость, надо показать им результаты неспра¬ведливости» (Адам Смит).
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают» (Л.Н.Толс¬той).
«Никакая власть не должна превышать закона» (латинское изречение).
«Дурное употребление материальных благ является вернейшим путем к величайшим невзгодам» (Д.Дидро).
«Что-то с нашей страной становится?.. Мне хотелось бы в каждой области — интен¬сификацию совести» (А.Вознесенский).
«Жадность до денег, если она ненасытная, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» (Демокрит).
«Ни один народ не может считаться циви¬лизованным, пока у него остается различие между кражей власти и кражей кошелька» (Т.Рузвельт).
Ученикам предлагается выбрать те высказывания, которые могут послужить эпиграфом к занятию.
Каждому школьнику вручается Памятка с таким текстом
Какою мерою даете, такой воздастся вам.
Чувство благодарности приносит благодать.
Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь.
Хорошая репутация дороже денег.
Никогда не делайте того, за что вам при¬дется казнить себя.
Честность – лучшая политика.
Прощение полезно и дающему, и получающему.
Кто творит добро, тот процветает.
Благодарение открывает дверь духовному росту
Дома ребята могут поработать с при¬веденной ниже анкетой. Результаты анкетирования обсуждаются на следую¬щем уроке.
Анкета «Отношение к коррупции

1.Коррупция — создание противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц в целях незаконного полу¬чения материальных благ. А как вы относи¬тесь к коррупции?
а) равнодушен
б) иногда вынужден участвовать сам
в) не вижу ничего плохого
г) осуждаю
2.По каким причинам чиновники берут взятки? (не более трех вариантов)
а) взяточничество остается безнаказан¬ным
б) вынуждены брать, так как у них самая низкая зарплата
в) низкий моральный уровень
г) снисходительное отношение общества к фактам взяточничества
д) это всех устраивает
е) круговая порука взяточников
3.Как вы думаете, кто более опасен для нашего общества — взяткодатель или взятко¬получатель а) тот, кто дает взятку, более опасен
б) тот, кто получает взятку, более опасен
в) одинаково опасны
г) вообще не представляют опасности
4.Что вы знаете о фактах проявления кор¬рупции?
а) я и члены моей семьи лично сталкива¬ются с такими фактами
б) знаю о таких фактах из рассказов людей, заслуживающих доверие
в) слышал о таких фактах от малознако¬мых людей, из сообщений прессы, телевиде¬ния, радио
г) ничего не знаю о таких фактах
5.Как, на ваш взгляд, большинство граж¬дан относятся к коррупции?
а) равнодушны
б) иногда вынуждены участвовать сами
в) не видят в этом ничего плохого
г) осуждают
6.Скажите, что вы думаете о коррупции в России?
а) коррупция — острая проблема, и меня это очень беспокоит
б) коррупция — острая проблема, но меня лично это не касается
в) коррупция вообще не является острой проблемой
7.Как вы думаете, какое место занимает Россия по масштабам коррупции?
а) среди самых коррумпированных стран
б) в середине списка всех стран
в) одна из наименее коррумпирована стран
г) не знаю
8.Какие виды коррупции имеют у и наибольшее распространение?
а) индивидуальная
б) организованная
в) подчиненные делятся доходами с начальниками
г) начальники делятся доходами с подчиненными
9.Каковы, на ваш взгляд, причины коррупции в России? (не более 5 вариантов)
а) коррумпированность руководителей в центре и на местах
б) низкая заработная плата чиновники всех уровней
в) зависимость судебных органов о: исполнительной власти
г) несовершенство законов
д) отсутствие общественного контроля
е) неразвитость института частной соб¬ственности
ж) неэффективность механизма государ¬ственной власти
з) моральная деградация
и) круговая порука взяткодателей и взят¬кополучателей
к) другие (укажите какие)
10.Какие чувства вызывают у вас произ¬ведения современной литературы, кино, публикации в СМИ на тему борьбы с корруп¬цией?
а) создают ощущение безнадежности (бороться бесполезно, преступный мир сильнее)
б) порождают оптимизм (зло всегда будет наказано, органы правопорядка вызывают уважение)
в) никаких чувств не вызывают
11.Как относятся органы государствен¬ной власти к коррупции?
а) борются с коррупцией
б) мирятся с коррупцией
в) создают условия для коррупции
г) не знаю
12.Какие уголовные меры могли бы повлиять на коррупционеров? (не более двух вариантов)
а) введение расстрела (как в Китае)
б) конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок
в) запрет в дальнейшем работать в госу¬дарственных органах
г) главное — не суровость наказания, а его неизбежность
13.Каковы, по вашему мнению, ближай¬шие перспективы борьбы с коррупцией?
а) начнется борьба с коррупцией
б) инициатива заглохнет

Литература
Власов В.И. История государства и права в России. Ростов-на-Дону, 2003.
Плешаков Б.Г. Русь. Россия. Россий¬ская империя. М., 1997.
Даль В.И. Пословицы и поговорки рус¬ского народа. М., 1984.
Пресняков А.Е. Российские само¬держцы. М., 1990

 Скачать Коррупция как социальное явление