Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

«Это звучит гордо»!

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска
Сахалинской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
Тема: «Это звучит гордо»!

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,

- спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
Дж. Кеннеди

Автор: Телепень Валентина Константиновна
учитель истории,
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска

г. Углегорск, 2013 г.

Пояснительная записка

Значение занятия в первую очередь определяется мировоззренческим потенциалом, вкладом в формирование нравственных качеств личности. Сегодня особо остро стоит проблема экологии духа - духовной основы выживания человечества в мире. Доминирующая техника ставит культуру на службу себе, обезличивает человека. И образованию в этих условиях отводится роль «человекообразующего» фактора. Прав К.Ушинский сказав: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».

На протяжении тысячелетий истории России большинство людей и в смутные и в хорошие времена гордились своей принадлежностью к ней. Всегда и у всех народов высоко ценили качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а затем нормально развиваться. Наука (социальная) доказала, что благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами психологии обладают ее члены. Легче кивать на кого-то. Значительно сложнее посмотреть на себя и оценить социальную значимость собственных качеств. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова « гражданин», «патриот». Некоторые из них рассматривают их как бережное отношение к природе, кто-то – только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Занятия такого содержания направлены на достижение следующих личностных результатов:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2. Выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Занятие можно проводить в качестве вводного урока истории или как внеклассное мероприятие: « Урок мужества». Специфика занятия состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере обществоведческие, исторические знания и дать учащимся материал социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Дефицит информации восполняется поисковой и исследовательской деятельностью учащихся.

Воспитательная цель:
- формирование у подростков чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-патриотическому прошлому России;
- доведение до подростков боевых традиций, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Средства обучения: Конституция РФ, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска, музыка гимна, песня «С чего начинается Родина» (Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского), карта России, глобус, словарь.
Организационный момент: звучит музыка «С чего начинается Родина» Слайд № 1 – Храм Василия Блаженного

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд № 2-3 А.Невский, памятник Минину и Пожарскому. Напишите на интерактивной доске слова, соответствующие содержанию слайдов и определите два ключевых слова. Слова: Отечество, герой, Родина, человек, воин, патриот, интервенты, гражданин.
Прогнозируемый результат – Гражданин, Патриот.

Учитель: Севастополь, октябрь 1854 г., Крымская война. Руководил обороной города адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Отстаивайте же Севастополь!» О герое принявшим смерть за Отечество говорят: он был воин и гражданин. Слайд № 4-5 оборона Севастополя, адмирал В.А.Корнилов.
Как вы думаете, означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
Но и о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин. Слайд № 6-7 –А.С.Пушкин, М.Глинка.
Означает ли это, что гражданин – только выдающаяся личность?
В ходе мозгового штурма выясняется первоначальное понятие.
Прогнозируемый результат: (на интерактивной доске) Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Слайд № 8 - 9

Учитель: А вот как ответил русский поэт Н.Некрасов: «Отечества достойный сын». Как вы понимаете « достойный сын Отечества»? Слайд № 10
Назовите человека – гражданина, который соответствует этим параметрам.
Составим словесный портрет. Каким вы хотели видеть его в своей стране?
Прогнозируемый результат: на интерактивной доске - Формула:
человек + гражданственность = гражданин.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающая в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом: государство, семья, церковь и т.д.

Учитель: Назовите гражданские чувства.
Прогнозируемый результат: чувство долга защищать Родину, чувство уважения национальной символики, культуры, языка, традиций.

Учитель: Во многих правовых документах говорится о правах человека и гражданина (например, Конституция РФ глава 2 «Права свободы человека и гражданина»). Чем же слово «гражданин» отличается от слова «человека»?
Прогнозируемый результат: Человек самое широкое понятие: существо и биологическое и социальное. Можно сказать: «Человек родился, болеет человек, наслаждается музыкой». Если на место слово «человек» поставить слово « гражданин», то будет звучать нелепо. Человек понятие широкое, «гражданин»- это, прежде всего лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями. Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому. Слайд № 11-12

 Скачать полностью урок «Это звучит гордо»!

 Скачать презентацию Мы - граждане и патриоты России